Статьи

Румяна из сандала и осветление волос под солнцем: cекреты красоты эпохи Возрождения

Мы привыкли думать, что многие секреты красоты прошлого были странными и даже опасными, как, например, пудра со свинцом или крем против прыщей с ртутью. Но не все бьюти-приемы требовали жертв: искусствовед Эдинбургского университета Джилл Берк выяснила, что состав косметики в эпоху Ренессанса во многом схож с современным формулами средств. Мы изучили секреты красоты женщин в период Возрождения и собрали для вас самые интересные из них.

Румяна из сандала и осветление волос под солнцем: cекреты красоты эпохи Возрождения
Бьюти в эпоху Ренессанса многим известно по «смертельному» макияжу Елизаветы I. Королева в попытках скрыть рубцы от оспы наносила на кожу белила на основе свинца и уксуса, а губы красила помадой с ртутью. Смывать макияж приходилось смесью из яичной скорлупы, квасцов и ртути, которая постепенно разъедал кожу. Такой макияж годами отравлял Елизавету I: монаршая особа до конца жизни боролась с признаками интоксикации — слабостью, депрессивным состоянием и потерей памяти. Не вся косметика в период Возрождения была такой же опасной. В рецептах того времени найдены вполне привычные для современного человека ингредиенты: розовая вода, оливковое масло, крапива, пчелиный воск, лаванда и другие компоненты.
Основной источник ритуалов красоты того времени — книга Джованни Маринелло «Украшения дам» XVI века, в которой опубликовано более 1400 рецептов косметических средств. Автор описывал не только процесс приготовления косметики, но и давал советы по питанию и образу жизни. Например, Маринелло рекомендовал женщинам больше спать, «оставлять в стороне гнев», «не жить в одиночестве и меланхолии», чтобы сохранить свою красоту.
Секреты красоты эпохи Возрождения

Портрет Елизаветы I («Портрет Дарнли»)

Секрет золотистых локонов

Идеалом красоты в эпоху Возрождения считались длинные, густые и светлые волосы. Тех, кого природа не наградила копной пшеничного цвета, осветляли локоны самостоятельно. Процедура была особенно популярна в Венеции. Там, уточняет Джилл Берк в книге «Как стать женщиной эпохи Возрождения: нерассказанная история красоты и женского творчества», дамы окрашивали волосы лосьонами и пастами, сидя на открытой террасе под палящим солнцем. На голову они надевали специальную шляпу с отверстием, солану, которая помогала обесцветить локоны.
Базовый уход за волосами включал в себя расчесывание и мытье. Причем расчесываться было необходимо не только для того, чтобы распутать локоны, но и чтобы открыть поры на голове после сна — считалось, что это помогает улучшить настроение и «выпустить пары, скопившиеся в мозге после сна». В других источниках предлагали очищать кожу головы грубой тканью, а затем провести по волосам расческой не менее 40 раз. Еще один способ очищения — с помощью воды, щелока и пудры с ароматическими травами. Причем второй вариант мытья головы считался менее безопасным, чем растирание кожи.
Секреты красоты эпохи Возрождения

Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (фрагмент)

В эпоху Ренессанса верили в связь между состоянием здоровья и чистотой волос, но не придерживались единого мнения: одни врачи советовали очищать волосы каждую неделю, другие — раз в три недели. Берк приводит в пример воспоминания римлянки, которая написала своему мужу о том, что не мыла голову 22 дня и, как она считает, в результате у нее заболело горло. А другая женщина винила мытье головы в выкидыше и в целом опасалась влияния водных процедур на развитие малыша.
Несмотря на споры о пользе и вреде мытья волос, в эпоху Ренессанса уже существовали рецепты первых шампуней. В их основе был щелок (смесь воды и виноградной лозы), который при смешивании с жирами образует мыло. В него обычно добавляли различные травы: мальва и дикая тыквы помогали отрастить локоны, ромашка и шалфей — смягчить их, а мед и яйца — очистить длинные волосы. В рецептах также упоминаются аналоги современных кондиционеров, для создания которых использовали масла мальвы и оливы, листья подорожника и ивы.

Уход и макияж

В эпоху Возрождения идеалом считалась ровная бледная кожа без загара, веснушек, покраснений и воспалений, поэтому большинство косметических рецептов были направлены именно на осветление тона. Особенно популярны были «воды» — отвары, своеобразные лосьоны на спиртовой основе (в Италии вместо него добавляли вино) и жидкие средства, приготовленные путем дистилляции. Джилл Берк описывает рецепты «тоников» от Катерины Сфорца, внебрачной дочери герцога Галеаццо Марии Сфорца. Для осветления кожи лица и рук она советовала сделать отвар из листьев и корня крапивы и наносить его с помощью ткани на лицо. А тоник из цветков бобовых предлагала использовать для умывания.

До нас также дошел рецепт бальзама для губ, который в целом мало чем отличается от современных средств. В его составе пчелиный воск и розовое масло для аромата (его можно заменить любым другим). Для того, чтобы сделать бальзам, нужно сначала растопить масло на водяной бане и довести до кипения, а затем добавить в него пчелиный воск и подождать, пока смесь не станет однородной. После нужно разлить будущий бальзам по баночкам и дать ему остыть.
Секреты красоты эпохи Возрождения

Рафаэль Санти «Донна Велата»

Макияж в эпоху Ренессанса делали с помощью жидкости, по формату напоминающей современные тинты: для ее приготовления использовали сандаловое дерево и aqua viate — водный раствор этилового спирта. Мелко измельченное сандаловое дерево заливали раствором и оставляли на 2 часа. Затем жидкость процеживали и заливали в сосуд с пробкой, а получившееся средство потом наносили на щеки. Автор рецепта Катерина Сфорца уточняла, что румяна можно наслаивать, чтобы добиться более яркого оттенка, а еще обращала внимание на стойкость раствора по сравнению с другими средствами для макияжа.
Чтобы избавиться от морщин, женщины использовали смесь из бараньего жира, яичного белка, сливочного масла, мастикового дерева и ладана. Получившуюся маску наносили на проблемные зоны в несколько слоев. А сохранить красоту рук помогал крем-скраб из измельченных кедровых орехов, горчицы, инжира и масла камфоры, который защищал кожу от холодного ветра и боролся с шелушениями.

Эпиляция прошлого

Отношение к волосам на теле отличалось в разных частях Европы: ее южная часть находилась под влиянием культурных традиций ислама, в котором эпиляция была стандартной процедурой в общественных банях. Путешественник Луиджи Бассано после посещения турецких бань писал, что турки используют специальную пасту для удаления волос из сульфида мышьяка и негашеной извести. Это же средство использовали для эпиляции в Средиземноморье в период Средневековья — способ оказал влияние на рецепты, которые стали появляться уже в эпоху Возрождения.
В брошюре, опубликованной в 1500 году, приведено около 16 способов удаления волос: начиная уже известной нам смесью и заканчивая более экзотическими средствами из ежей и муравьиных яиц. Женщинам советовали удалять лишние волосы на теле во время купания: строго на убывающую луну и без помощи пинцета (инструмент считался слишком агрессивным). Чаще всего это делали с помощью ромашковой пасты, из-за которой волосы просто отваливались. После процедуры женщины протирали кожу холодным розовым или фиалковым маслом.
Секреты красоты эпохи Возрождения

Джорджоне «Спящая Венера»

Диета эпохи Возрождения

В Средневековой Европе ценилась худоба: узкие бедра, практическое отсутствие груди и талии. Стандарты красоты в то время диктовала церковь, которая считала, что тело — всего лишь оболочка для души, а значит, не должна быть слишком привлекательной. С началом эпохи Возрождения стандарты женской красоты стали обозначать художники. Они отошли от религиозных норм и заново открыли для Европы каноны античной красоты, вернув внимание к красоте человеческого тела как такового. Идеалы женской фигуры начали трансформироваться: в моду входят пышные формы с широкими бедрами и полными руками. Но избыточная полнота при этом порицалась примерно так же, как и болезненная худоба.
В своей книге Джованни Маринелло дает советы женщинам по набору веса. Он рекомендует им отдыхать «в комнатах с повышенной влажностью», украшенных розами, лилиями и другими свежими цветами. За час перед едой рекомендуется растереть кожу, а на обед выбирать жирную, сладкую и питательную еду — яйца, рис, фасоль, сливочный сыр, орехи, инжир, виноград и много мяса. После еды Маринелло советует «предаться танцам, играм, песням и другим развлечениями и потратить три часа на то, что доставляет вам удовольствие». Среди прочих советов по набору веса — перестать злиться и предаваться меланхолии, не жить в одиночестве и хорошо высыпаться.
Секреты красоты эпохи Возрождения

Леонардо да Винчи «Прекрасная Ферроньера»

Тем, кто страдает о избыточного веса, советовали сидеть обнаженными на жарком солнце, чтобы «высушить тело», принимать горячие ванны, заниматься физическими упражнениями и меньше спать по ночам. Маринелло описывал в книге 3 пункта, которые помогут похудеть в одной области: нужно держать ее на чем-то холодном, «перекрыть путь, по которому пища поступает в эту часть тела с помощью лигатур» и поменять рацион.
Некоторые рецепты косметики (те, что кажутся наиболее безобидными) Джилл Берк, автор «Как стать женщиной эпохи Возрождения: нерассказанная история красоты и женского творчества», повторила самостоятельно и уверяет, что они реально эффективны. Проверять их на себе, конечно же, не призываем. Разве что предлагаем порадоваться тому, что современные бьюти-процедуры не требуют от нас стольких усилий.

Latte Beauty — новый взгляд на люкс!

Узнать больше