Статьи
История красной помады: эволюция культового символа макияжа
Рассказываем, как менялся состав красной помады, почему ее запрещали и как алый стал символом женской независимости.
Красная помада — воплощение женственности и привлекательности. Однако образ, который она создает, нельзя назвать робким: оттенок демонстрирует силу и бросает вызов. И каким бы сложным не был процесс нанесения красной помады, игра стоит свеч. Ни один другой элемент макияжа не прибавляет столько уверенности в себе. И история у алой помады соответствующая — бурная и интересная, с запретами и скандалами.Красота требует жертв
Популярности красной помады больше пяти тысячелетий. В Древнем Египте женщины красили губы охрой, которая придавала землисто-красный оттенок. В качестве помады также использовали йод и растительный краситель альгин фукуса, в котором содержится ртуть, и бромный маннит — еще один вредный для здоровья компонент. При этом помаду для Клеопатры изготавливали из более дорогого ингредиента — краски из самок кошенильного червеца. На половину килограмма краски для царицы уходило примерно 70 тысяч насекомых.Бюст Нефертити
Для создания помады часто использовали свинец. Так, например, делала царица древнего шумерского города Ур, смешивая опасный ингредиент с охрой. Еще один популярный в древних цивилизациях компонент — вермильон, красно-оранжевая краска на основе киновари, ртутного минерала. Сульфид ртути был известен в Древнем Китае, для получения вязкой текстуры помады его смешивали с кровью и жиром животных. Прототип упаковки современных помад появился в конце первого столетия нашей эры. Придумал его доктор Абу-ль-Касим, создав маленькие футляры с ароматизированными стиками. Их было удобно носить с собой, так как содержимое не растекалось и не пачкало руки во время нанесения. Помадой на основе ртути пользовалась и Елизавета I. Ее макияж в принципе был ядовитыми: на кожу она наносила толстый слой свинцовых белил, которые потом смывала смесью из уксуса и яичной скорлупы. Ежедневое отравление, вероятно, и привело к смерти королевы от заражения крови.Портрет Елизаветы I «Портрет Дарнли»
Запрет на красный
Красная помада никогда не давала мужчинам покоя. Так, в 1770-м году Британское правительство приняло закон, по которому женщину, соблазнившую мужчину с помощью косметики, можно было судить за колдовство. Примерно в это же время в США существовал закон, по которому мужчина мог аннулировать брак, если его жена пользуется красной помадой. Во Франции в это же время алые губы были очень популярны при дворе: такой макияж любила, например, фаворитка Людовика XV Жанна Дюбарри.«Портрет графини Дюбарри» Виже-Лебрен
В Викторианскую эпоху отношение к красной помаде было не лучше: женщина с накрашенными губами считалась человеком с низкой социальной ответственностью. Поэтому, если дамы и использовали помаду, то отдавали предпочтение неярким оттенкам. В это время появилась первая помада в форме стике. В 1884 году французская компания Guerlain выпустила помаду Ne M’oubliez Pas (с французского — «не забывайте меня»). Флакон представлял собой маленький жестяной футляр, а формула средства содержала пчелиный воск, масло и экстракт красного винограда.Флакон помады Guerlain
Символ свободы
В январе 1912 года тысячи суфражисток вышли на улицы Нью-Йорка с требованием предоставить женщинам право голосовать на выборах. Акцию заметила канадская предпринимательница Элизабет Арден: она и сотрудницы ее салона вышли на улицу и в качестве поддержки раздавали шествующим тюбики красной помады. Так помада стала атрибутом суфражисток и символом борьбы за женские права. Красные губы стали частью образа новой женщины: сильной и самодостаточной. После Первой мировой войны, в эпоху джаза в моду вошли острый боб, короткие платья и яркий макияж с красной помадой. It-girls того времени Клара Боу и Луиза Брукс любили остро подчеркивать уголки губ, вырисовывая лук купидона. Макияж стал настолько популярным, что Элена Рубинштейн даже выпустила одноименную помаду, обещавшую идеальную форму губ с первого нанесения. Так алые губы стали не просто перестали быть чем-то неприличным, они превратились в неотъемлемый элемент макияжа.Луиза Брукс
Красная помада против Гитлера
Во время Второй мировой войны красная помада стала символом сопротивления. Женщины, работающие в тылу и осваивающие мужские профессии, красили губы красным, чтобы подчеркнуть свою силу и смелость. К тому же Адольф Гитлер ненавидел красную помаду: по его мнению она портила чистоту арийской расы, идеалом которой было чистое, ненакрашенное лицо. В Великобритании тюбики с красной помадой раздавали по необходимости, исключив косметику из предметов, выдаваемых по талонам. Сотрудник министерства снабжения сказал британскому Vogue: «Косметика так же важна для женщин, как табак для мужчин». Но, несмотря на замысел властей, спустя время помада стала дефицитом, и женщины стали использовать для макияжа свекольный сок. В Америке некоторое время футляры для помад производили из пластика вместо металла, который уходил на военные нужды. А когда правительство приняло решение остановить производство, то столкнулось с массовыми протестами женщин и вернулось к обычным объемам.Постер «Soldiers without guns»
Пользовались красной помадой во время войны повсюду, в том числе и на военной службе. Косметические бренды даже разрабатывали оттенки, которые бы лучше всего сочетались с военной формой. Так появился Victory Red от Elizabeth Arden, Regimental Red от Helena Rubinstein и Auxiliary Red от Cyclax. Компания Элизабет Арден в принципе принимала активное участие в военной жизни США: у нее было эксклюзивное право распространяет косметику на военных базах. А в 1943 году она получила госзаказ на создание специального оттенка помады для Резерва женского вспомогательного состава морской пехоты. Цвет получил название Montezuma Red в честь гимна морских пехотинцев.Рекламный постер Elizabeth Arden
Огонь и лед
В 40-е и 50-е годы продажа помад стала большим бизнесом, а за лидерство на рынке боролось сразу несколько гигантов: Elizabeth Arden, Helena Rubinstein и Revlon. Компании старались обогнать друг друга, придумывая новые формулы и рекламные кампании. Самой известной из них стала реклама Revlon «Огонь и лед» с анкетой из 15 провокационных вопросов. Они помогали понять, подходит ли вам помада, продемонстрированная моделью Дориан Ли.Рекламная кампания красной помады Revlon «Fire and Ice»
Спустя время в гонку включилась Хейзел Бишоп. Она создала помаду, которая не сушит губы, и основала свою косметическую компанию, выпустив линейку из шести оттенков (пять из которых были красными). Следом Бишоп представила первые помады со стойкой формулой, не оставляющей следов. Но прорывным были не только составы средств, Хейзел использовала для рекламы телевидение, которым пренебрегали гиганты Elizabeth Arden и Helena Rubinstein. Красная помада была на пике популярности не только благодаря эффективным рекламным кампаниям. Алые губы носили самые популярные женщины того времени — Мэрилин Монро, Грейс Келли и Элизабет Тейлор. Красный также выбрала королева Елизавета I: специально созданный для церемонии коронации в 1953 году бордовый оттенок получил название Balmoral.Елизавета II
Культурный бум
В 1970-е на пике популярности были бледно-розовые и нюдовые оттенки, а красная помада стала способом обратить на себя внимание. Дебби Харри из Blondie, Сюзи Сью и Эксен Червенка из X, Кортни Лав из Hole ярко красили губы, которые идеально сочетались с эстетикой панков. Глянцевая красная помада была в моде до середины 80-х. В это время популярность пришла к Sade и ее низкому чувственному голосу, который подчеркивал образ певицы: убранные волосы, легкие стрелки и красная помада с полуматовым финишем.Sade
Алые губы были фишкой Мадонны: во время знаменитого тура Blonde Ambition певица использовала матовую помаду от MAC в оттенке Russian Red. Когда тренд на матовые помады пошел на спад, бренд переименовал оттенок в Ruby Woo. Russian Red остался в палитре, став более темным цветом с сатиновой текстурой. Ruby Woo, кстати, полюбила и Кэролин Бэссет, жена Джона Фицджеральда Кеннеди-младшего.Мадонна
Найти идеальную красную помада — задача не из простых. Необходимо учитывать сразу несколько нюансов — свой тон кожи, цвет волос и глаз. Или пойти более простым путем и выбрать универсальный оттенок красного — такой, как у матовой помады Chantage от Latte Beauty. Ее формула была переделана 28 раз ради того, чтобы добиться идеального красного цвета и бархатистой текстуры, которая не сушит губы.Latte Beauty — новый взгляд на люкс!